Степанова Анна Сергеевна воспитатель МКДОУ Детский сад «Берёзка» п.Харанжино

Доклад «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Добрый день уважаемые коллеги!

 

Пояснительная записка

Актуальность:  (Дмитрий . Сергеевич. Лихачев). Сказал. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний»

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Поэтому задача , воспитать  гражданина - патриота, знающего и любящего свою Родину ,в наше сложное время ,социальных перемен, которые ворвались в жизнь каждого из нас, где народные игры, забавы и игрушки заменяют телевизоры, планшеты, телефоны  - является  особенно актуальная сегодня.

 И , не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры – забавы, загадки, сказки, которые  раскрывают  истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Представляю вашему вниманию Проект
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, через русские народные подвижные игры и забавы»

Слайд 2

Цель: Формирование и систематизация  знаний , представлений детей о культуре, традициях и обычаях  русского народа через русские народные  игры и забавы.

Слайд 3

Задачи:

• Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.

• Познакомить  с русским народным фольклором и обучить разнообразным правилам подвижных народных игр.

• Развить физические качества – быстроту,  ловкость, выносливость в народных играх.

• Воспитать культуру общения со сверстниками, интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм и забавам.

Слайд 4

Этапы работы

I Организационный.

  Подборка народных игр в соответствии с возрастом детей.

  Создание условий для проведения игр в  группах

  Создание развивающей среды в группе (изготовление масок для игр);

  Консультация родителей по теме: «Игры народов  нашего края».

  Консультация для воспитателей «Использование русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании  дошкольников»

Слайд5

II Практический

  Формирование у детей элементарных знаний и представлений об играх (беседа«В какие игры играли наши бабушки и дедушки»

  Создание картотеки игр, забав.

  Изготовление атрибутов для игр.

  Обучение детей организации народных подвижных игр в свободной деятельности.

  Организация и проведение календарных, фольклорных праздников «Масленица», «Пасхи», «Рождественские посиделки» и др.

  Спортивный праздник «Народные забавы», «Весёлые блинчики» и др.

Слайд 7

 Ш Заключительный.

  Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.

  Презентация проекта для коллег;

Слайд 8

Формы работы ( нод ,развлечения, игры на прогулке, беседы,игры  в режимных моментах)

Слайд9

 Народные игры- это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнению ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, своё тело, развивать процессы, мышления, речи, фантазию, эмоциональную составляющею нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Слайд 10

Особенности народных игр

1. Яркое отражение образа жизни людей, их труда, быта, национальных устоев
2. Содержание в играх юмора, шуток, задора
3. Доступность и выразительность
4. Расширение представлений об окружающем мире
5. Фольклорный текст, музыка, динамичность действий, азарт
6. Наличие определенных правил
7. Возможность отличиться, показать себя

Слайд 11

 Виды народных игр и забав

Трудовые бытовые

По отношению к природе

Состязательные

Игры забавы

Игры драматизации

Обрядовые

Слайд12

 Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры и забавы воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры «Гуси –лебеди», 

«У медведя во бору», «Коршун  и наседка», «Волк и овцы» и др

Слайд 13.

С историческим наследием русского народа знакомит «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. К ним относятся игры «Ворота», «Заря», «Каравай», «Удочка»  и др .

Слайд 14

 ИГРЫ –ЗАБАВЫ

Эти игры интересны тем, что в них можно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Игра « Бабки», «Городки», « Пятнашки», «Жмурки» и др.

Слайд 15

Возможность помериться силой и ловкостью проявляется у ребят при изучении игр отражающие стремления стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях ,которые не уступали ранее в популярности современных киногероям.  В состязательных играх» применяются игра такие как : «Тяни в круг», «Перетяни за черту», «Бой петухов».

слайд 16

слайд 17

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков -  их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Наши предки с удовольствием участвовали в забавах, которые сопровождались песнями плясками, хороводами

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

В играх , драматизации обычно воспроизводилась  жизнь семьи и деревни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим их миром природы. Игра осуществлялась по всем правилам сценического искусства. Дети выбирали себе роли, находили определенное место для игры, приносили необходимые для развития действия и изображения героев предметы. В игре дети, как актеры в театре, перевоплощались, воображая себя действующими лицами в придуманной обстановке.

Слайд 22

Слайд23,24

Взаимодействия с родителями

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна  при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Слайд 25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приобщать детей к истокам  русской народной  культуры нужно с раннего детства. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.

Слайд 26

ПОЖЕЛАНИЕ

 Хочется пожелать, чтобы у педагогов  тоже появилось желание  использовать народные игры и забавы с детьми по приобщению к  истокам русской народной культуры.

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

 без личности – нет народа как 

исторической личности.

УСПЕХОВ В РАБОТЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


29 апреля 2022 в 11:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.