Степанова Анна Сергеевна воспитатель МКДОУ Детский сад «Берёзка» п.Харанжино
|
Формирования представлений о малой Родине у дошкольниковСтепанова А.С. воспитатель МКДОУ детский сад «Берёзка» пос. Харанжино Братского района В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отчеству, к малой родине. Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… ». История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок». Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства. Именно поэтому мы обратились к нравственным ценностям, культуре поселка Харанжино Братского района. Мы конечно же, относимся с любовью к людям всех национальностей, но и считаем, что человек, живущий на родной земле, обязан знать ее культуру и историю. Воспитывать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родному поселению, родной природе, семье, дому, нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. Мы живем и работаем на братской земле, которая богата своими обычаями и традициями. И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, наш город Братск – «столица» нашего поселка, особо выделив характерные только для данной местности особенности, доступно показать красоту и особенности родного края. Впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть же одним из самых ярких впечатлений наших детей станет знакомство со своей малой родиной. Перед нами были поставлены задачи: 1. Продолжать развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. 2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной поселок красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. 3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях. 4. Формировать у детей представления о символике родного края (герб, флаг, гимн). 5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному поселку. Мы решили планировать по темам: - ознакомление с природой родного края; - развитие труда и ремесел Братского района; - развитие представлений об историческом прошлом и настоящем поселка Харанжино и города Братска; - люди, прославившие братскую землю; - приобщение к истокам народной культуры Братского района. Работа по каждой теме включает: - специально организованную деятельность; - совместную деятельность: - игровую, - познавательную, - трудовую, - художественную; - самостоятельную деятельность детей в развивающей среде. Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок. Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать, как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса и реки. Чтобы лучше понять процесс развития целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой. В процессе приобщения дошкольников к ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т.д. В разделе об историческом прошлом и настоящем Братского района детям сообщаются знания об истории заселения района, знакомят с историей возникновения города Братска его символикой, достопримечательностях, памятниках и знаменитых людях, о внутреннем убранстве жилища. Основная идея знакомства детей с родным поселком заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного поселка, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. В группах детского сада оборудованы специальные уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с поселком, городом, государственной символикой и организованы мини-музеи. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании дошкольников, которые возникли в последнее время. Методическая литература: 1.Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155; 2.Г.Н. «Веденеева «Азбука родного края» 1995г.. 3. Л.Земскова – Названова «Люби и знай родной свой край» 2006г. 4. Л.А.Обухова «Краеведение» - 2014г. 17 мая 2021 в 08:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.