Степанова Анна Сергеевна воспитатель МКДОУ Детский сад «Берёзка» п.Харанжино

Формирования представлений о малой Родине у дошкольников

Степанова А.С.

воспитатель МКДОУ детский сад «Берёзка» пос. Харанжино Братского района

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отчеству, к малой родине.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… ».

История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок».

Это - совокупность наследства, оставленного нам предками.

Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов.

Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура.

Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Всем известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.

 Именно поэтому мы обратились к нравственным ценностям, культуре поселка Харанжино Братского района. Мы  конечно же, относимся с любовью к людям всех национальностей, но и считаем, что человек, живущий на родной земле, обязан знать ее культуру и историю.

Воспитывать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родному поселению, родной природе, семье, дому, нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.

 Мы живем и работаем на братской земле, которая богата своими обычаями и традициями. И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат наш край, наш город Братск – «столица» нашего поселка, особо выделив характерные только для данной местности особенности, доступно показать красоту и особенности родного края. Впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть же одним из самых ярких впечатлений наших детей станет знакомство со своей малой родиной.

Перед нами были поставлены задачи:

1. Продолжать развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной поселок красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать уча­стие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных ак­циях.

4. Формировать у детей представления о символике родного края (герб, флаг, гимн).

5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному поселку.

Мы решили планировать по темам:

- ознакомление с природой родного края;

- развитие труда и ремесел Братского района;

- развитие представлений об историческом прошлом и настоящем поселка Харанжино и города Братска;

- люди, прославившие братскую землю;

- приобщение к истокам народной культуры Братского района.

Работа по каждой теме включает:

- специально организованную деятельность;

- совместную деятельность:

- игровую,

- познавательную,

- трудовую,

- художественную;

- самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.

 Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок. Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать, как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса и реки.

Чтобы лучше понять процесс развития целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой.  В процессе приобщения дошкольников к ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т.д.

  В разделе об историческом прошлом и настоящем Братского района детям сообщаются знания об истории заселения района, знакомят с историей возникновения города Братска его символикой, достопримечательностях, памятниках и знаменитых людях, о внутреннем убранстве жилища. 

Основная идея знакомства детей с родным поселком заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного поселка, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

В группах детского сада оборудованы специальные уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с поселком, городом, государственной символикой и организованы мини-музеи. 

Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании дошкольников, которые возникли в последнее время.

Методическая литература:

1.Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.  N 1155;

2.Г.Н. «Веденеева «Азбука родного края»  1995г..

3. Л.Земскова – Названова «Люби и знай родной свой край» 2006г.

4. Л.А.Обухова  «Краеведение»  - 2014г.

17 мая 2021 в 08:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.